Мужская среда в церкви повторяет среду апостолов. В двенадцати лицах апостолов разворачивается все богатство мужских характеров. А сами мужские характеры, несмотря на приближение к Богу, положение в церкви, все еще несут в себе первобытные черты: конкурирование, напор, однозначность, индивидуальность и масштабность. Масштабность заключена в том, что апостолы воспринимали Христа без «рюшечек», без сантиментов, без елейности, без всего того, что можно отнести к женскому восприятию.
Вся история Евангелия – это чисто мужские отношения в маленьком коллективе мужчин
Петр активно конкурирует с Христом. Навязывает Ему то, что надо делать. Заставляет Христа держать его на воде. Учит Господа идти в Иерусалим на смерть или не идти. И, в результате, борьбы заслуживает отчаянного вопля Христа:
- Отойди от Меня, сатана!
Петр не только конкурировал с Христом, но и ухитрился сделать Ему больно через соблазн, всеянный в душу Иисуса. Смутить душу Человека
Такое бывает и у нас. То и дело находится «духовный» лидер, который объявляет пастве что Христос – это я. Подменяет Христа собой. Не прямо так, а через слово:
- Слушающий меня, слушает Отца
Так администрирует в церкви, слово, дает понять Церковь – это я и все то, что я делаю и приказываю вам
Женское восприятие другое. Оно не плохое и не хорошее. Оно необходимое, но не достаточное. Как и мужское необходимое, но не достаточное. Поэтому Христос, иногда оставался наедине с апостолами, а иногда с Марфой и Марией, Фотинией. Он позволил женщинам первыми прийти на гроб, возможно, именно из-за сантиментов или тонких движений души
В мужских монастырях , часто, виден армейский порядок. Или не видно никакого порядка. А в женских, практически без исключений, розочки, туи, цветы, дорожки в плитке, чистенькие занавески на окнах, иконы в полотенцах и прочее благорастворение воздухов. В монастырях может быть невидимая брать матушек или настоящая любовь между сестрами, но розочки и елочки на дворе будут в любом случае
Точно самое с иконами. Женская икона на нюансах, тонких отношениях, нервах, сладости, нежности, самозабвения и рюшечках. Женщины пишут иконы для женщин. Женщины пишут и плачут. Смотрят и опять умиляются, ранятся и снова плачут. Им надо нервничать, умиляться и плакать
Современная икона, по большей части женская, даже если ее пишут мужчины. Доминирует умиление, сладость, очарованность и преддверие плача. Христос редко выглядит царем славы и Господом сил. Христос, на современных иконах, часто образ женского супервидения - образ идеального мужчины и священника: жалостливого, нежного, покорного и маминого
Но так было не всегда. Русские фрески Старой Ладоги и Новгорода дают образцы мужского взгляда на Христа. Возможно, такого Господа в силах, видели в Христе и апостолы
В нашей современной иконе почти нет этого пласта восприятия. Но есть древние очаги такой живописи. И они тема для развития полноты восприятия
Наверное, самым ярким, а потому самым, необычным и взрывным оказалось творчество протодьякона Алексея Трунина. Настолько необычным и не привычным против сладких женских образов, что вызвал резкую энергию отторжения среди поклонников маминого образа. Но его появление давно ожидалось. Мужская мощная икона, без красивостей, нарочито грубая, размашистая и провокационная всегда была в церкви. Мы привыкли к каноническим историческим образам икон катакомб, Кападокии, византийской экспрессии, Старой Ладоги, как к чему-то должному. Но в свое время они были культурной бомбой. Тогда не было искусствоведов и женского доминирования в станковой иконе, православных институтов и конференций, где бы древняя Катя Шеко громила бы церковных авангардистов
Можно спорить о росписи отца Алексея в Петербурге. Спорить о рисунке, композиции, колорите. Балансе цвета, уместности резких теней и их месте. Но нельзя не отметить главного – произошло восстановление мужской традиции восприятия церкви, идущей от апостолов, бывших с Богом, спорящих с Ним, сомневающихся в Нем, конкурирующих с Ним и ….!!!! Ьех, ктио именно такой нужен был Богу. Сомневающихся и выбирающих Иисуса. Конкурирующих и склоняющих перед Ним голову.
Как можно любить и не ошибаться? Как можно любить и не желать все сделать наилучшим образом, по своему рассуждению. Не гудят и не жалятся, только мертвые пчелы. Что живо, то и хитро. В этих апостолах кипела настоящая жизнь. В их сомнениях выковывалась вера. Энергия любви должна быть непременно свободна и иметь право на ошибку
Мужская икона должна, есть и будет. Как и живопись. Женщина никогда бы не написала Подсолнухов Ван Гога, икон Дожотто, фресок Сикейроса или Страшного суда Микельанджелло. Или фресок Старой Ладоги.
Когда я изучал историю искусств, то с сожалением думал о том, что как бы было хорошо, если художники перестали бы выделываться и остановились на высоте Рублевской иконы и высоте гениев Возрождения. Зачем и к чему эти Маньеризмы, кубизмы и авангардизмы? Зачем эти кондитерские храмы и сладкие иконы?
Но нет. Кроме логики формы, существует еще и логика развития народа в лоне церкви. Народ в церкви сегодня иной. Он , конечно, Христов, но старушки читают Василия Великого, спорят со священниками о словах профессора Осипова, советуют церкви как относиться к войне, Искусственному Интеллекту, печати антихриста. Народ в церкви стал проще, свободней, энергичней и все больше подобней обществу апостолов, вплоть до конкурирования и спорливости. С одной стороны искусство в церкви продолжает быть «сладким» и беспроблемным, а с другой стороны, сама жизнь, по-мужски огрубляется и укрупняет формат видения
Поэтому икона Алексея Трунина – это не изыск и не каприз художника. Это возвращение. Наверное, возвращение было более простым для человека, родившегося на древней земли Рязани. Края , напившегося любви и зла, мира и войны. Земля, которой на метр пропитана святостью и кровью русских людей
Уже давно должна была появиться икона, в которой событие мы можем видеть глазами непростых, искренних, непосредственных и живых людей. Страдающих, сомневающихся, и находящих Христа и выстрадавших Христа в горниле сокровенной личной жизни. Все, что дается даром не ценится. Построят в селе храм всем миром – будут хранить. Построй им даром, так и развалится
Так и образом Христа, выстраданных, воспринимаемый по-крупному, без ванильных ароматов рюшечек, Он будет крепче удержан. В нем будет лучше видно главное, мощное, достаточное и необходимое. Не отвлекающее на мелочи и пустоту.
Если придет к нам новый Андрей Рублев, то возможно он сможет объединить все в одной иконе. А пока мы имеем нормальную борьбу и единство противоположностей. И добиваться универсальности также странно и глупо, как добиваться универсальности апостолов. Апостолы не солдаты, а икона не Устав гарнизонной службы.
В Грузии отца Алексия приняли. Грузия – очень мужская, честная страна лично очень свободных людей
Алексей Трунин присла мне в подарок книгу писем Ван Гога. Это письма к брату Тео. Хорошее имя. Созвучное со словом Теос.
Вот одна из цитат:
- Кто-то из здешних жителей обратился к мэру с заявлением о том, что я – человек, не имеющий права жить на свободе и так далее в том же духе
- В конце-концов, художник – это труженик, и нельзя позволять первому попавшемуся бездельнику добивать его
- Мне кажется, что у меня вечно будет выходить нечто растрепанное
- Думаю, что в диковатости моих этюдов маслом отчасти виноват здешний неутихающий ветер. Ведь тоже самое чувствуется в работах Сезана
Вечно растрепанные …. Наверное, Христос так видел и любил этих рыбаков, плотников и мужиков Галилеи – вечно растрепанных детей. Растрепанных, ветром озера Кинерет и ветром Вселенной
Первая фотография – фото работы Романа Багров ( Рязань)