АССОЦИАЦИЯ ГИЛЬДИЯ ХРАМОЗДАТЕЛЕЙ
О Гильдии храмоздателей
ИСТОРИЯ & ЦЕЛИ & ЧЛЕНЫ ПРАВЛЕНИЯ & ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Устав Гильдии храмоздателей
Устав Гильдии храмоздателей
Есть точное выражение: храм для человека, а не человек для храма
Прежде всего, храм – это дом Бога, особое пространство. Но храмы при этом строятся для людей! Для священников, которые совершают Литургию, для прихожан, ради которых она совершается, для каждого, кто захочет зайти внутрь. Задача мастеров, которые строят храм, – сделать его таким, чтобы всякий человек чувствовал себя в нем хорошо, чтобы в этот храм ему хотелось вернуться. Иными словами, сакральное пространство нужно грамотно «объять архитектурой». И не только архитектурой.
ПРИНЦИПЫ НАШЕЙ РАБОТЫ
Совместное творчество мастеров
В Гильдию храмоздателей входит ряд известных мастерских: архитектурные, художественные, литейные, мастерские по производству столярный изделий и церковной утвари. Мастера разных областей церковного искусства работают вместе с архитектором уже на этапе проектирования, разрабатывая иконостас, создавая эскизы фресок и мозаик, продумывая подсвечники, паникадила и другую утварь. В этом случае, даже если работа идет по типовому проекту и бюджет строительства ограничен, у храма появляется свой неповторимый, ни на что не похожий образ.
Баланс традиции и новаторства
Самый простой путь в проектировании современного храма – это повторить известный образец предыдущей эпохи. Но всегда ли это верный ход? Великолепный храм Покрова на Нерли, безусловный архитектурный и художественный шедевр, вряд ли смог бы выполнить функции приходской церкви в спальном районе, где по воскресеньям собирается несколько сотен человек, большинство из которых с детьми на руках. Храм на Нерли задумывался для других целей – как великокняжеский, на одну семью и специфическую службу.

Современный храм не должен быть просто копией удачных образцов из прошлого. Такие образцы можно и нужно брать за основу, но переосмыслять с учетом потребностей нашего времени. Мы хорошо это понимаем, а потому, опираясь на традицию, стремимся к новому. Проектируем храм, где места хватит всем, где рационально продуман каждый сантиметр и учтены все пожелания общины.
Новаторство хорошо, когда оно в меру
Современный архитектор, проектирующий офисное здание, имеет все ресурсы для самовыражения – особенно с помощью новых технологий и строительных материалов. Однако проектирование храма – дело другое. Это место для общения с Богом, а потому проявление авторской индивидуальности архитектора или художника здесь не всегда уместно. Есть примеры храмов XVIII века, эпохи повального увлечения стилями барокко и рококо, в которых за художественной резьбой и вензелями с трудом можно разглядеть лики святых. Есть современные храмы, в силуэте которых едва проглядывают купол и крест... Нам ближе другой подход, при котором новаторство выражается в максимально эффективной организации внутреннего пространства храма, а авторская стилистика – в деликатном отношении к традиции.

Архитектор не ошибется, если возьмет за основу своего проекта веками выверенные пропорции, например, псковских или балканских храмов. Ведь храм как здание должен соответствовать тому, что происходит внутри него. Церковное искусство, от архитектуры до облачения священника, — это составная часть Литургии, а Литургия из эпохи в эпоху в основе своей остается той же, что в раннехристианские времена.
В храме должно быть удобно
Сегодня при храмах есть детские студии, воскресные и хоровые школы, в приходах ведут социальную работу – опекают сирот, престарелых, людей с ограниченными возможностями, при храмах проводят творческие занятия, читают лекции для прихожан и даже организуют выставки. Для поддержания и развития этой деятельности требуются свои помещения. Мы понимаем, что при храме должно быть место и школе, и трапезной, и раздевалке, и детской комнате… Да и магазины со свечами, книгами и иконами лучше было бы размещать за пределами богослужебного пространства. Словом, сегодня уместнее говорить о целом храмовом комплексе, где в одном здании соединены сразу несколько помещений, удобных, отапливаемых и светлых. При грамотном проектировании и строительстве такие храмовые комплексы внешне выглядят компактно, внутри имеют достаточно места, а главное – людям нравится в такие храмы приходить.
В храме нет места бутафории
Церковь не может быть основана на обмане, и в храме все должно быть настоящим. Современные строительные материалы, конструкции и технологии позволяют построить храм быстрее и дешевле, чем того требует традиционная методика. С помощью бетона, металла, полимеров можно сымитировать абсолютно все – и белый камень, и золото, и мрамор, с помощью лазера – быстро и дешево выполнить резьбу. Но есть ли в этом смысл? С практической точки зрения: да, храм будет «выглядеть» не на триста тысяч, за которые он построен, а на миллион, но – только первые лет пять. Потом штукатурка начнет сыпаться, искусственное золото поблекнет, храм станет похож на выцветшую декорацию, потребуются деньги на ремонт.

Имеет последствия и экономия на кирпиче: да, стены можно забетонировать, но сколько денег при этом уйдет на создание хорошей вентиляции и во сколько обойдется отопление такого храма?..
Что же касается этического аспекта… Церковное искусство должно быть честным, здесь нет места фальши. В храме все должно быть настоящим, и во всем должно чувствоваться тепло человеческих рук – и кирпичной кладке, и в резьбе алтаря, и в орнаменте мозаики, и в росписи.

Мы стараемся по возможности максимально использовать традиционные строительно-отделочные материалы и конструктивные приемы церковного зодчества. При этом понимаем: храм должен выглядеть на столько, за сколько он построен. Ведь сразу становится видна подделка и дешевка. Дешево — это хорошо. Дешёвка — плохо.
Дорого – не обязательно значит хорошо
Парадоксальное, но верное наблюдение: построить красивый и некрасивый храм стоит одних и тех же денег. Это две горы кирпичей, сложенных по-разному. Можно вложить огромную сумму денег в строительный материал, но при этом – неграмотно его использовать. Можно существенную часть бюджета потратить на золото для куполов, а люди, глядя на них, будут думать не о Боге, а о кошельке попечителя… Во всем должна быть соблюдена мера. И ко всему должна быть приложена рука профессионала.
Мы всегда выступаем за качественный труд – труд руками. Деньги и время заказчика мы экономим через хорошо отлаженный рабочий процесс и грамотный подбор строительных материалов.

«Типовые» храмы: многообразие возможностей
Когда сегодня говорят о «типовом» храме, имеют в виду храм максимально дешево и быстро возводимый. Раньше считалось, что таким критериям соответствует модульное строительство, когда храм собирается из отдельных блоков, по принципу «конструктора». Но такие храмы выглядят одинаковыми… Нам больше нравится другой вариант – принцип балканской базилики. Такие храмы тоже в определенном смысле «типовые»: очень простые, быстро возводимые и в чем-то похожие. Но как они красивы! И у каждого – своя, неповторимая красота, которая выражается в элементах архитектуры и отделки, продуманных только для этого храма. Мы занимаемся разработкой проектов именно таких церквей: аскетичных, лаконичных, ориентированных на древние аналоги.

Совместно реализованные проекты
1
Казанский скит на Валааме
Автор проекта и руководитель авторского коллектива: Анисимов А.А.
Соавтор проекта: епископ Троицкий Панкратий
Архитекторы: Меньшова А.В., Кантерин С.С., Петрашко О.А.
Конструкторы: Тараскин Н.Е., Майорова А.А., Яковлев Я.
Художники:
Верди А.В. (интерьер - белокаменное убранство, иконостас, киоты)
Лазарев Д.Ю. (иконы, росписи)
Петрашко О.А. (иконы на фасадах, внутреннее убранство)
Камышанов К. (входные двери)
Романенко О.Н. (рисунок белокаменной резьбы)
Мастерская Олега Перова (резьба по камню)
Литейная мастерская «Кавида Мастер» - утварь
Главка из натурального лемеха – «Русские начала», дир. Петр Карелин.
Художник по стеклу Алексей Яценко.
Художник резьбы на фасадах – Олег Романенко.
Витражи – Олег Ляшенко по эскизам Анны Верди и Ольги Петрашко.
Облачения для священников - «Артодокс» Ярослава Стародубцева.
Всё вместе - коллективная работа Гильдии Храмоздателей
2
Кафедральный собор Челябинска
АРХИТЕКТУРА:
Авторы: Анисимов А.А., Тихановская А.С., Кантерин С.С.
Архитекторы: Тихановская А.С., Кантерин СС., Матросов А.А.
Художники: Анна Верди, Валентин Борисенко, Николай Третьяков.
Скульпторы: Василий Селиванов, Станислав Ким.
Ведущий конструктор: Тараскин Н.Е.
Конструкторы: Бобков М.Г., Круглов Е.Д., Сааков Д.С., Чайка В.Н., Сбродов Михаил, Рыбаков Евгений.

Производители:
Фасадный стеклофибробетон:
- разработчик ООО "Архитектура благополучия",
- реализация ООО "Скульптурная мастерская Рококо", ООО "Автоном";
Скульптурные изделия - ИП "Перов О.И.";
Мозаичные панно - ИП "Борисенко В.О.";
Малый купол и кресты - ИП "Касумов М.М.";
Декоративные ребра из алюминия - каркас ООО "Sabo-systems", облицовка - ООО "Многогранники"

ИНТЕРЬЕР:
Автор: Анисимов А.А.
Архитекторы: Бледнова Н.Ю, Носкова Е.И., Петрашко О.А.
Художники: Борисенко В.О., Верди А.В.
Мастерская ООО "Прохрам", руководитель - Остроумов Д.А.

Всё вместе - коллективная работа Гильдии храмоздателей.
Проект/Реализация (нижний храм)
3
Кафедральный собор прп. Максима Исповедника в Находке
Автор, руководитель авторского коллектива - Анисимов А.А.
Главный архитектор проекта: Носкова Е.И.
Архитекторы: Осышный С.В., Кантерин С.С., Матвеева К.В., Семенов С.В.
Инженеры: Тараскин Н.Е., Стапанова В.В., Саяпина Н.Я., Чайка В.Н.
Художники:
Мастерская Валентна Борисенко (мозаика)
Верди Анна (роспись)
Никиткова Дарья (рисунок резьбы и мозаик на фасадах)
Ржаницына Светлана (иконы)
Гребенников Матвей (басма)

Всё вместе - коллективная работа Гильдии храмоздателей.
Просветительская деятельность
Выставки-фестивали Дом Господень
Выставка Дом Господень в Усово
Выставка Дом Господень в Суздале
Выставка Дом Господень в Храме Христа Спасителя
Творческие мастер-классы для детей
We develop the main conception of a business according to the company's targets and develop strategies of competitive advantage.
5 o'clock tee
Встреча с Юлией Матвеевой
Встреча с
Выставка Собрание Мастеров