Рецензии на работы художников от отца Константина Камышанова
Александр Чашкин
Новая заметка от выставке современного христианского искусства в Рязани. Чашкин

Иконы Чашкина масштабны и космичны.

Надо пару слов сказать о самом Александре Ивановиче, чтобы понять атмосферу его работ

Есть люди, которые стремятся и попадают в церковные архитекторы и иконописцы. А есть те, кого выбирает Бог

Художник, родился в Средней Азии, на Иссык Куле, родители переехали под Рязань. Начинал как наездник и оперный певец. Внезапно, в 35 лет, почувствовал призвание к живописи и иконе. На пути становления встречался с Ростроповичем, Родзянко, элитой белой эмиграции в Америке, видными иерархами церкви, учился у Зинона

Это скольжение по лицу Земли определило масштаб отражения пространства в творчестве

Если на задний план его икон поместить изображение Галактик, туманностей, сияние Земли, видимой из космоса, вид созвездий, открывающийся из окна его московского дома, то иконы не только ничего не потеряют, но и станут глубже. Впрочем, этого делать не надо. Фон, тон и атмосфера работ Чашкина говорит сама за себя и дает этот космический импульс

Христос Чашкина - это спокойный, сильный, все понимающий Сын, создающий Вселенною и ухаживающий за ней, как добрый хозяин

Христос Чашкина сила очарованного пока благодати. Тих, спокоен, благожелателен, открыт

Нужно особо выделить глаза икон на работах Александра Ивановича

Это не глаза божества, погруженного в абстрактный Рай, где у Него все хорошо. У Него в том бесконечно далеком Раю, другие проблемы, другие друзья, другое небо, а мы тут стоим пред иконой совершенства и ощущаем отчужденность Отца и бесконечный холод в отношениях. Да, что ему до наших проблем. Он ждет, когда мы сами собой престанем жить с проблемами...

У Чашкина другой взгляд на Христа - взгляд на Бога и на Друга. В этом его новизна творчества - сфокусированость на Боге, владеющим космосом и, притом, остающимся с людьми. Чашкин так видит и этот взгляд нов и замечателен. Поэтому на выставке нового христианского искусства работы Чашкина находятся на своем месте
Светлана Ржаницына
Икона Светланы Ржаницыной всегда узнаваемы. Они отличаются воздушностью, легкость и нежностью

Женское богословие, женская икона и женское пение стали уже заметным и весомым событием в жизни храма

Женщины переместили акцент восприятия Христа в сторону милосердия, личного общения и эмоциональной легкости

Марфа и Мария привносят в отношения с Христом то, чего нет у Его темпераментных и порой, невнимательных, мужчин-апостолов.: созерцание Марии и труд Марфы

Не так у брутальных византийцев, где Пантократор в борцовском замахе шатает небо и сыплются из него звезды, как листья с груши.

Этого противовеса брутальности веры давно не хватало всем нам. Не хватало восприятия Христа не только как богословского события, но и как реального воплощенного Человека. Женщины в церкви с этим успешно справляются. Узаконивая боговоплощение и спасая заумных богословов от сползания в Ветхий Завет, в котором Бог слишком высоко и далеко. Настолько далеко, что икона может представить вместо Христа Будду с ассирийским лицом

У Светланы Ржанициной, кроме того иконы еще светятся. Так светились иконы у Джотто - лампочкой, поставленной за изображением. Художник понимает, что кроме сюжета и нежности, икона должна стимулировать в зрителе восприятие божественного, потустороннего света

И у Светланы это хорошо получается

Советуют, не рекламировать художников и Гильдию храмоздатеелей и проект Дом Господень

А почему нет?

Если человек хороший и работает хорошо, что я должен сказать?

Алексей Трунин
Мужская среда в церкви повторяет среду апостолов. В двенадцати лицах апостолов разворачивается все богатство мужских характеров. А сами мужские характеры, несмотря на приближение к Богу, положение в церкви, все еще несут в себе первобытные черты: конкурирование, напор, однозначность, индивидуальность и масштабность. Масштабность заключена в том, что апостолы воспринимали Христа без «рюшечек», без сантиментов, без елейности, без всего того, что можно отнести к женскому восприятию.

Вся история Евангелия – это чисто мужские отношения в маленьком коллективе мужчин

Петр активно конкурирует с Христом. Навязывает Ему то, что надо делать. Заставляет Христа держать его на воде. Учит Господа идти в Иерусалим на смерть или не идти. И, в результате, борьбы заслуживает отчаянного вопля Христа:

- Отойди от Меня, сатана!

Петр не только конкурировал с Христом, но и ухитрился сделать Ему больно через соблазн, всеянный в душу Иисуса. Смутить душу Человека


Такое бывает и у нас. То и дело находится «духовный» лидер, который объявляет пастве что Христос – это я. Подменяет Христа собой. Не прямо так, а через слово:

- Слушающий меня, слушает Отца

Так администрирует в церкви, слово, дает понять Церковь – это я и все то, что я делаю и приказываю вам

Женское восприятие другое. Оно не плохое и не хорошее. Оно необходимое, но не достаточное. Как и мужское необходимое, но не достаточное. Поэтому Христос, иногда оставался наедине с апостолами, а иногда с Марфой и Марией, Фотинией. Он позволил женщинам первыми прийти на гроб, возможно, именно из-за сантиментов или тонких движений души

В мужских монастырях , часто, виден армейский порядок. Или не видно никакого порядка. А в женских, практически без исключений, розочки, туи, цветы, дорожки в плитке, чистенькие занавески на окнах, иконы в полотенцах и прочее благорастворение воздухов. В монастырях может быть невидимая брать матушек или настоящая любовь между сестрами, но розочки и елочки на дворе будут в любом случае

Точно самое с иконами. Женская икона на нюансах, тонких отношениях, нервах, сладости, нежности, самозабвения и рюшечках. Женщины пишут иконы для женщин. Женщины пишут и плачут. Смотрят и опять умиляются, ранятся и снова плачут. Им надо нервничать, умиляться и плакать

Современная икона, по большей части женская, даже если ее пишут мужчины. Доминирует умиление, сладость, очарованность и преддверие плача. Христос редко выглядит царем славы и Господом сил. Христос, на современных иконах, часто образ женского супервидения - образ идеального мужчины и священника: жалостливого, нежного, покорного и маминого

Но так было не всегда. Русские фрески Старой Ладоги и Новгорода дают образцы мужского взгляда на Христа. Возможно, такого Господа в силах, видели в Христе и апостолы

В нашей современной иконе почти нет этого пласта восприятия. Но есть древние очаги такой живописи. И они тема для развития полноты восприятия

Наверное, самым ярким, а потому самым, необычным и взрывным оказалось творчество протодьякона Алексея Трунина. Настолько необычным и не привычным против сладких женских образов, что вызвал резкую энергию отторжения среди поклонников маминого образа. Но его появление давно ожидалось. Мужская мощная икона, без красивостей, нарочито грубая, размашистая и провокационная всегда была в церкви. Мы привыкли к каноническим историческим образам икон катакомб, Кападокии, византийской экспрессии, Старой Ладоги, как к чему-то должному. Но в свое время они были культурной бомбой. Тогда не было искусствоведов и женского доминирования в станковой иконе, православных институтов и конференций, где бы древняя Катя Шеко громила бы церковных авангардистов

Можно спорить о росписи отца Алексея в Петербурге. Спорить о рисунке, композиции, колорите. Балансе цвета, уместности резких теней и их месте. Но нельзя не отметить главного – произошло восстановление мужской традиции восприятия церкви, идущей от апостолов, бывших с Богом, спорящих с Ним, сомневающихся в Нем, конкурирующих с Ним и ….!!!! Ьех, ктио именно такой нужен был Богу. Сомневающихся и выбирающих Иисуса. Конкурирующих и склоняющих перед Ним голову.

Как можно любить и не ошибаться? Как можно любить и не желать все сделать наилучшим образом, по своему рассуждению. Не гудят и не жалятся, только мертвые пчелы. Что живо, то и хитро. В этих апостолах кипела настоящая жизнь. В их сомнениях выковывалась вера. Энергия любви должна быть непременно свободна и иметь право на ошибку

Мужская икона должна, есть и будет. Как и живопись. Женщина никогда бы не написала Подсолнухов Ван Гога, икон Дожотто, фресок Сикейроса или Страшного суда Микельанджелло. Или фресок Старой Ладоги.

Когда я изучал историю искусств, то с сожалением думал о том, что как бы было хорошо, если художники перестали бы выделываться и остановились на высоте Рублевской иконы и высоте гениев Возрождения. Зачем и к чему эти Маньеризмы, кубизмы и авангардизмы? Зачем эти кондитерские храмы и сладкие иконы?

Но нет. Кроме логики формы, существует еще и логика развития народа в лоне церкви. Народ в церкви сегодня иной. Он , конечно, Христов, но старушки читают Василия Великого, спорят со священниками о словах профессора Осипова, советуют церкви как относиться к войне, Искусственному Интеллекту, печати антихриста. Народ в церкви стал проще, свободней, энергичней и все больше подобней обществу апостолов, вплоть до конкурирования и спорливости. С одной стороны искусство в церкви продолжает быть «сладким» и беспроблемным, а с другой стороны, сама жизнь, по-мужски огрубляется и укрупняет формат видения

Поэтому икона Алексея Трунина – это не изыск и не каприз художника. Это возвращение. Наверное, возвращение было более простым для человека, родившегося на древней земли Рязани. Края , напившегося любви и зла, мира и войны. Земля, которой на метр пропитана святостью и кровью русских людей

Уже давно должна была появиться икона, в которой событие мы можем видеть глазами непростых, искренних, непосредственных и живых людей. Страдающих, сомневающихся, и находящих Христа и выстрадавших Христа в горниле сокровенной личной жизни. Все, что дается даром не ценится. Построят в селе храм всем миром – будут хранить. Построй им даром, так и развалится

Так и образом Христа, выстраданных, воспринимаемый по-крупному, без ванильных ароматов рюшечек, Он будет крепче удержан. В нем будет лучше видно главное, мощное, достаточное и необходимое. Не отвлекающее на мелочи и пустоту.

Если придет к нам новый Андрей Рублев, то возможно он сможет объединить все в одной иконе. А пока мы имеем нормальную борьбу и единство противоположностей. И добиваться универсальности также странно и глупо, как добиваться универсальности апостолов. Апостолы не солдаты, а икона не Устав гарнизонной службы.

В Грузии отца Алексия приняли. Грузия – очень мужская, честная страна лично очень свободных людей

Алексей Трунин присла мне в подарок книгу писем Ван Гога. Это письма к брату Тео. Хорошее имя. Созвучное со словом Теос.

Вот одна из цитат:

- Кто-то из здешних жителей обратился к мэру с заявлением о том, что я – человек, не имеющий права жить на свободе и так далее в том же духе


- В конце-концов, художник – это труженик, и нельзя позволять первому попавшемуся бездельнику добивать его

- Мне кажется, что у меня вечно будет выходить нечто растрепанное


- Думаю, что в диковатости моих этюдов маслом отчасти виноват здешний неутихающий ветер. Ведь тоже самое чувствуется в работах Сезана


Вечно растрепанные …. Наверное, Христос так видел и любил этих рыбаков, плотников и мужиков Галилеи – вечно растрепанных детей. Растрепанных, ветром озера Кинерет и ветром Вселенной

Первая фотография – фото работы Романа Багров ( Рязань)

@id345158901 (Igor Kondratovich) @id433980722 (Алиса Фазиахметова) @id712340277 (Gildiya Hramozdatelei)