Архитектура всегда была священным ремеслом, вмещающим в себя и отражающим высшие архетипы мироздания, культуры, жизнь социума. В ней архитектор старался отразить принципы мироустройства и даже философские категории, из чего и родилась сакральная архитектура, а храм, соединяющий в себе небесное бытие и реалии человеческой культуры, явился ее символом. Столетиями многие философы и мистики искали философский камень, но алхимические поиски и мистические традиции не имеют смысла, если они не приводят к тому золоту, которое отражает Истину и открывает Ее: «Зачем нужна улица, если она не ведет к храму?..» Этот краеугольный камень уже имеется в сакраментальной основе храмовой постройки.
В данной инсталляции соляные кирпичи на белой платформе символизируют материю, которую нужно возделывать, преображать через творчество. Они представлены в виде восходящих к верху ступеней. Остальное пространство – размещенные на зеркальной основе макеты храмов, в которых человек может видеть как свое отражение, так и отражение неба, отражение окружающего пространства, культуры, что, собственно, и призван передавать в своей архитектуре любой храм. На ступенях стоит храм – образ высшего Света, скорее даже архетип храма, выраженный в привычном объеме. Любой храм – сложный символ, основные составляющие которого – символ Человека, символ Космоса и символ Церкви, а также присутствие Бога здесь как преображающего все Абсолюта.
Если подробно рассмотреть материалы экспозиции, то можно выделить основные – соль, лимонное золото (сера), зеркало (ртуть), а также золото на куполе, как высший метафизический мир. Так христианский храм представлен в виде подлинного философского камня, который искали мудрецы. Здесь он найден, и это – Христос. И если соль – это материя, тело, то верхняя ступень, фундамент, основа, в этой концепции представлена как душа, символически показанная в материале лимонного золота или серы. Сам же храм символизирует дух и представлен зеркальным покрытием, или ртутью. Венчается он золотым барабаном с главкой с крестом, как раз и символизирующей Божество, или высший метафизический мир, подлинную онтологию.
Наши проекты всегда стремятся к высшему идеалу, единому архетипу храма, сотворенного Самим Богом, но имеют они различные формы выражения, композицию, ритм, акценты, доминанты, переплетения пространств и архитектонику. Все это и видимый мир вокруг нас – и есть та сфера, где проявляет и выражает себя через творчество архитектора этот высший идеал.