С 16 марта по 20 мая 2023 года в рязанском государственном областном художественном музее им. И.П. Пожалостина состоится выставка современного христианского искусства
«ДОМ ГОСПОДЕНЬ».

ОТКРЫТИЕ СОСТОИТСЯ 16 МАРТА в 16.00

16 МАРТА в 13.00 - ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ С ОТЦОМ КОНСТАНТИНОМ КАМЫШАНОВЫМ


  • Организатор выставки:
-Ассоциация создателей православных храмов и произведений сакрального искусства «Гильдия храмоздателей».

  • Куратор выставки:
- Кондратович И.Г., директор Гильдии храмоздателей.

  • Цель выставки:
Познакомить посетителей выставки «Дом Господень» с широким спектром различных стилей современного христианского искусства и мастерами, в творчестве которых прослеживается не только связь с каноническим православным искусством, но и ярко проявляется авторский стиль.

Посетители выставки Рязанского государственного областного художественного музея имени И. П. Пожалостина смогут увидеть работы известных архитекторов, иконописцев, художников-керамистов, мозаичистов, монументалистов, ювелиров, витражистов, изготовителей церковной утвари и скульпторов.
Языкова Ирина Константиновна
Кандидат культурологии, искусствовед, преподаватель, специалист в области христианской культуры и иконописи.

Синтез искусств, собранный в храме, раскрывается во всей своей полноте в момент литургии. Многие современные художники, вдохновляясь высокими идеалами древнего искусства, ставят своей целью служение Богу через красоту, заложенную Самим Творцов в основании вселенной.

Выставка в Рязани наглядно демонстрирует диалог высокой традиции и современности творчества. В музее изобразительного искусства им. И.П. Пожалостина зал с собранием икон прошлых веков соседствует с экспозицией Гильдии храмоздателей, с современными работами, таким образом, зритель, вольно или невольно будет сравнивать их. В современных работах зритель сможет удивиться новаторскому подходу в работах многих мастеров, так как церковное искусство не стоит на месте, а развивается.

Выставка современного христианского искусства «Дом Господень» призвана показать широкий спектр видов и жанров церковного искусства в лучших работах ведущих современных мастеров и наиболее интересных мастерских. Выставка освещает разделы: архитектурный, мозаичный, иконописный, художественно-прикладной, ювелирный, резьбы по камню и другим материалам.

Выставка демонстрирует и богословское понимание красоты, то, которое универсально, а не только дело вкуса каждого. Это поможет заказчикам, которые хотят построить или благоукрасить храм сориентироваться в большом выборе христианского искусства, существующего на рынке на сегодняшний день.

Выставка также будет являться площадкой общения всех, кто заинтересован в развитии современной православной культуры в нашей стране.


    Репортаж Рязанской епархиальной телестудии "Логосъ" с открытия выставки
    16 марта 2023 г.


      БУКЛЕТ О ВЫСТАВКЕ
      ЗАМЕТКИ О ХУДОЖНИКАХ ОТ О. КОНСТАНТИНА КАМЫШАНОВА
      Отец Константин архитектор, основатель архитектурной мастерской "Арходокс". По его проектам строится более 10 храмов в Рязани, и других областях.
      Александр Чашкин
      Новая заметка от выставке современного христианского искусства в Рязани. Чашкин

      Иконы Чашкина масштабны и космичны.

      Надо пару слов сказать о самом Александре Ивановиче, чтобы понять атмосферу его работ

      Есть люди, которые стремятся и попадают в церковные архитекторы и иконописцы. А есть те, кого выбирает Бог

      Художник, родился в Средней Азии, на Иссык Куле, родители переехали под Рязань. Начинал как наездник и оперный певец. Внезапно, в 35 лет, почувствовал призвание к живописи и иконе. На пути становления встречался с Ростроповичем, Родзянко, элитой белой эмиграции в Америке, видными иерархами церкви, учился у Зинона

      Это скольжение по лицу Земли определило масштаб отражения пространства в творчестве

      Если на задний план его икон поместить изображение Галактик, туманностей, сияние Земли, видимой из космоса, вид созвездий, открывающийся из окна его московского дома, то иконы не только ничего не потеряют, но и станут глубже. Впрочем, этого делать не надо. Фон, тон и атмосфера работ Чашкина говорит сама за себя и дает этот космический импульс

      Христос Чашкина - это спокойный, сильный, все понимающий Сын, создающий Вселенною и ухаживающий за ней, как добрый хозяин

      Христос Чашкина сила очарованного пока благодати. Тих, спокоен, благожелателен, открыт

      Нужно особо выделить глаза икон на работах Александра Ивановича

      Это не глаза божества, погруженного в абстрактный Рай, где у Него все хорошо. У Него в том бесконечно далеком Раю, другие проблемы, другие друзья, другое небо, а мы тут стоим пред иконой совершенства и ощущаем отчужденность Отца и бесконечный холод в отношениях. Да, что ему до наших проблем. Он ждет, когда мы сами собой престанем жить с проблемами...

      У Чашкина другой взгляд на Христа - взгляд на Бога и на Друга. В этом его новизна творчества - сфокусированость на Боге, владеющим космосом и, притом, остающимся с людьми. Чашкин так видит и этот взгляд нов и замечателен. Поэтому на выставке нового христианского искусства работы Чашкина находятся на своем месте.
      Светлана Ржаницына
      Икона Светланы Ржаницыной всегда узнаваемы. Они отличаются воздушностью, легкость и нежностью

      Женское богословие, женская икона и женское пение стали уже заметным и весомым событием в жизни храма

      Женщины переместили акцент восприятия Христа в сторону милосердия, личного общения и эмоциональной легкости

      Марфа и Мария привносят в отношения с Христом то, чего нет у Его темпераментных и порой, невнимательных, мужчин-апостолов.: созерцание Марии и труд Марфы

      Не так у брутальных византийцев, где Пантократор в борцовском замахе шатает небо и сыплются из него звезды, как листья с груши.

      Этого противовеса брутальности веры давно не хватало всем нам. Не хватало восприятия Христа не только как богословского события, но и как реального воплощенного Человека. Женщины в церкви с этим успешно справляются. Узаконивая боговоплощение и спасая заумных богословов от сползания в Ветхий Завет, в котором Бог слишком высоко и далеко. Настолько далеко, что икона может представить вместо Христа Будду с ассирийским лицом

      У Светланы Ржанициной, кроме того иконы еще светятся. Так светились иконы у Джотто - лампочкой, поставленной за изображением. Художник понимает, что кроме сюжета и нежности, икона должна стимулировать в зрителе восприятие божественного, потустороннего света

      И у Светланы это хорошо получается

      Советуют, не рекламировать художников и Гильдию храмоздатеелей и проект Дом Господень

      А почему нет?

      Если человек хороший и работает хорошо, что я должен сказать?

      Алексей Трунин
      Мужская среда в церкви повторяет среду апостолов. В двенадцати лицах апостолов разворачивается все богатство мужских характеров. А сами мужские характеры, несмотря на приближение к Богу, положение в церкви, все еще несут в себе первобытные черты: конкурирование, напор, однозначность, индивидуальность и масштабность. Масштабность заключена в том, что апостолы воспринимали Христа без «рюшечек», без сантиментов, без елейности, без всего того, что можно отнести к женскому восприятию.

      Вся история Евангелия – это чисто мужские отношения в маленьком коллективе мужчин

      Петр активно конкурирует с Христом. Навязывает Ему то, что надо делать. Заставляет Христа держать его на воде. Учит Господа идти в Иерусалим на смерть или не идти. И, в результате, борьбы заслуживает отчаянного вопля Христа:

      - Отойди от Меня, сатана!

      Петр не только конкурировал с Христом, но и ухитрился сделать Ему больно через соблазн, всеянный в душу Иисуса. Смутить душу Человека


      Такое бывает и у нас. То и дело находится «духовный» лидер, который объявляет пастве что Христос – это я. Подменяет Христа собой. Не прямо так, а через слово:

      - Слушающий меня, слушает Отца

      Так администрирует в церкви, слово, дает понять Церковь – это я и все то, что я делаю и приказываю вам

      Женское восприятие другое. Оно не плохое и не хорошее. Оно необходимое, но не достаточное. Как и мужское необходимое, но не достаточное. Поэтому Христос, иногда оставался наедине с апостолами, а иногда с Марфой и Марией, Фотинией. Он позволил женщинам первыми прийти на гроб, возможно, именно из-за сантиментов или тонких движений души

      В мужских монастырях , часто, виден армейский порядок. Или не видно никакого порядка. А в женских, практически без исключений, розочки, туи, цветы, дорожки в плитке, чистенькие занавески на окнах, иконы в полотенцах и прочее благорастворение воздухов. В монастырях может быть невидимая брать матушек или настоящая любовь между сестрами, но розочки и елочки на дворе будут в любом случае

      Точно самое с иконами. Женская икона на нюансах, тонких отношениях, нервах, сладости, нежности, самозабвения и рюшечках. Женщины пишут иконы для женщин. Женщины пишут и плачут. Смотрят и опять умиляются, ранятся и снова плачут. Им надо нервничать, умиляться и плакать

      Современная икона, по большей части женская, даже если ее пишут мужчины. Доминирует умиление, сладость, очарованность и преддверие плача. Христос редко выглядит царем славы и Господом сил. Христос, на современных иконах, часто образ женского супервидения - образ идеального мужчины и священника: жалостливого, нежного, покорного и маминого

      Но так было не всегда. Русские фрески Старой Ладоги и Новгорода дают образцы мужского взгляда на Христа. Возможно, такого Господа в силах, видели в Христе и апостолы

      В нашей современной иконе почти нет этого пласта восприятия. Но есть древние очаги такой живописи. И они тема для развития полноты восприятия

      Наверное, самым ярким, а потому самым, необычным и взрывным оказалось творчество протодьякона Алексея Трунина. Настолько необычным и не привычным против сладких женских образов, что вызвал резкую энергию отторжения среди поклонников маминого образа. Но его появление давно ожидалось. Мужская мощная икона, без красивостей, нарочито грубая, размашистая и провокационная всегда была в церкви. Мы привыкли к каноническим историческим образам икон катакомб, Кападокии, византийской экспрессии, Старой Ладоги, как к чему-то должному. Но в свое время они были культурной бомбой. Тогда не было искусствоведов и женского доминирования в станковой иконе, православных институтов и конференций, где бы древняя Катя Шеко громила бы церковных авангардистов

      Можно спорить о росписи отца Алексея в Петербурге. Спорить о рисунке, композиции, колорите. Балансе цвета, уместности резких теней и их месте. Но нельзя не отметить главного – произошло восстановление мужской традиции восприятия церкви, идущей от апостолов, бывших с Богом, спорящих с Ним, сомневающихся в Нем, конкурирующих с Ним и ….!!!! Ьех, ктио именно такой нужен был Богу. Сомневающихся и выбирающих Иисуса. Конкурирующих и склоняющих перед Ним голову.

      Как можно любить и не ошибаться? Как можно любить и не желать все сделать наилучшим образом, по своему рассуждению. Не гудят и не жалятся, только мертвые пчелы. Что живо, то и хитро. В этих апостолах кипела настоящая жизнь. В их сомнениях выковывалась вера. Энергия любви должна быть непременно свободна и иметь право на ошибку

      Мужская икона должна, есть и будет. Как и живопись. Женщина никогда бы не написала Подсолнухов Ван Гога, икон Дожотто, фресок Сикейроса или Страшного суда Микельанджелло. Или фресок Старой Ладоги.

      Когда я изучал историю искусств, то с сожалением думал о том, что как бы было хорошо, если художники перестали бы выделываться и остановились на высоте Рублевской иконы и высоте гениев Возрождения. Зачем и к чему эти Маньеризмы, кубизмы и авангардизмы? Зачем эти кондитерские храмы и сладкие иконы?

      Но нет. Кроме логики формы, существует еще и логика развития народа в лоне церкви. Народ в церкви сегодня иной. Он , конечно, Христов, но старушки читают Василия Великого, спорят со священниками о словах профессора Осипова, советуют церкви как относиться к войне, Искусственному Интеллекту, печати антихриста. Народ в церкви стал проще, свободней, энергичней и все больше подобней обществу апостолов, вплоть до конкурирования и спорливости. С одной стороны искусство в церкви продолжает быть «сладким» и беспроблемным, а с другой стороны, сама жизнь, по-мужски огрубляется и укрупняет формат видения

      Поэтому икона Алексея Трунина – это не изыск и не каприз художника. Это возвращение. Наверное, возвращение было более простым для человека, родившегося на древней земли Рязани. Края , напившегося любви и зла, мира и войны. Земля, которой на метр пропитана святостью и кровью русских людей

      Уже давно должна была появиться икона, в которой событие мы можем видеть глазами непростых, искренних, непосредственных и живых людей. Страдающих, сомневающихся, и находящих Христа и выстрадавших Христа в горниле сокровенной личной жизни. Все, что дается даром не ценится. Построят в селе храм всем миром – будут хранить. Построй им даром, так и развалится

      Так и образом Христа, выстраданных, воспринимаемый по-крупному, без ванильных ароматов рюшечек, Он будет крепче удержан. В нем будет лучше видно главное, мощное, достаточное и необходимое. Не отвлекающее на мелочи и пустоту.

      Если придет к нам новый Андрей Рублев, то возможно он сможет объединить все в одной иконе. А пока мы имеем нормальную борьбу и единство противоположностей. И добиваться универсальности также странно и глупо, как добиваться универсальности апостолов. Апостолы не солдаты, а икона не Устав гарнизонной службы.

      В Грузии отца Алексия приняли. Грузия – очень мужская, честная страна лично очень свободных людей

      Алексей Трунин присла мне в подарок книгу писем Ван Гога. Это письма к брату Тео. Хорошее имя. Созвучное со словом Теос.

      Вот одна из цитат:

      - Кто-то из здешних жителей обратился к мэру с заявлением о том, что я – человек, не имеющий права жить на свободе и так далее в том же духе


      - В конце-концов, художник – это труженик, и нельзя позволять первому попавшемуся бездельнику добивать его

      - Мне кажется, что у меня вечно будет выходить нечто растрепанное


      - Думаю, что в диковатости моих этюдов маслом отчасти виноват здешний неутихающий ветер. Ведь тоже самое чувствуется в работах Сезана


      Вечно растрепанные …. Наверное, Христос так видел и любил этих рыбаков, плотников и мужиков Галилеи – вечно растрепанных детей. Растрепанных, ветром озера Кинерет и ветром Вселенной

      Первая фотография – фото работы Романа Багров ( Рязань)


        РЕЖИМ РАБОТЫ ВЫСТАВКИ

          Открытие выставки - 16 марта, четверг в 16.00
          Закрытие – 20 мая в 16.00.
          Выставка открыта с 11.00 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника
          Входной билет - 100 руб.

          +7 (4912) 28-04-24,
          Заказ экскурсий: +7 (4912) 44-18-83.
          Касса: +7(4912) 44-18-83.

          Контакты оргкомитета выставки:
          E-mail: gildehram@gmail.com
          тел.: +7 495 803 31 88
          моб. тел: 8 926 527 88 93 - Кондратович Игорь Григорьевич

            КАК ДОБРАТЬСЯ
            Место проведения:

            г. Рязань, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина, ул. Свободы д.53.


              Как добраться из Москвы:

              - электричкой Москва, Казанский вокзал - Рязань. Среднее время пути 2- 4 часа. Средняя стоимость билета 600-1000 руб.
              Расписание электричек на 16 марта:
              https://rasp.yandex.ru/search/suburban/?fromId=s20...

              - поездом Москва, Казанский вокзал - Рязань. Среднее время пути - 2-4 часа. Средняя стоимость билета - от 1000 руб.
              Расписание поездов на 16 марта:
              https://ticket.rzd.ru/searchresults/v/1/5a323c2934...

              - автобусом от станции Котельники. Среднее время пути - 3 часа. Средняя стоимость билета - от 800 руб.

              Где остановиться:
              Рекомендуем гостиницу "Отель Рязань", недалеко от центра города. Сайт: https://hotel-ryazan.ru/

                ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ

                Рекомендуем гостиницу "Отель Рязань", недалеко от центра города. Сайт: https://hotel-ryazan.ru/

                  КОНТАКТЫ

                    Контакты музея им. И.П. Пожалостина:
                    +7 (4912) 28-04-24,
                    Заказ экскурсий: +7 (4912) 44-18-83.
                    Касса: +7(4912) 44-18-83.

                    Контакты оргкомитета выставки:
                    E-mail: gildehram@gmail.com
                    тел.: +7 495 803 31 88
                    моб. тел: 8 926 527 88 93 - Кондратович Игорь Григорьевич

                      ФОТО С ОТКРЫТИЯ